Главная

Структура ЦГБИстория Детские библиотекио г. ШахтыПЦПИБиблиотеки ЦБСРесурсыНовинкиНаши изданияРедкая книгаМероприятияДокументыФотоальбомыКарта сайта

Творческая лаборатория
 Центральной городской детской библиотеки им. Н.К. Крупской

Методические материалы
для библиотекарей, работающих с детьми
 
Обсуждение – эффективная форма работы с книгой
 

  Обсуждение книг - это коллективный анализ и оценка произведений художественной и отраслевой литературы группой читателей совместно с библиотекарями, авторами, критиками. Обсуждение способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов.

Схема обсуждения Сказки

1.О чем сказка?
2.Чему учит нас сказка?
3.В каких жизненных ситуациях может помочь?
4.Как конкретно ее можно использовать в жизни?
5.Почему герой совершает этот поступок?
6.Зачем ему это нужно?
7.Чего он хотел на самом деле?
8. Способы преодоления трудностей (активно или пассивно).
9. Какие качества проявляются в преодолении трудностей?
10. Отношение к окружающему миру и самому себе.
11. Что приносят поступки героя окружающим?
12. Какую эмоциональную реакцию вызывает у героя сложившаяся ситуация или поступок других героев?
13. Образы и символы сказки.

Схема обсуждения литературного произведения
 

1.Кто ведет повествование? (Кто из героев нравится автору больше и почему? За что автор любит своих героев и что он в них осуждает?)
2.А вам самим, кто всех симпатичней, дороже и ближе? Почему?
3.Каким человеком вам представляется автор? Почему ему захотелось написать эту книгу?
4.Если бы вы стали волшебником и захотели помочь герою книги, чтобы вы для него сделали?
5.Похож ли герой книги на мальчиков (девочек) своего возраста. На вас? Встречался ли вам такой в жизни? Были ли моменты в его жизни, когда вы на его месте поступили бы иначе?
6. Какой эпизод, связанный с героем, кажется вам самым главным в повести?
7. Можете ли вы предсказать, каким вырастет наш герой?
8. Как по-вашему, какие страницы можно назвать самым красивым местом в произведении?
9. Какие эпизоды вам хотелось бы нарисовать дополнительно, к уже имеющимся иллюстрациям?
10. Представьте, что на экраны вышел фильм… и вас, как художников просят нарисовать рекламную афишу из 3-х кадров, самых интересных и выразительных. Что бы вы изобразили?

Работа с вопросами
 

      «Умный вопрос- это уже добрая половина знаний». Фрэнсис Бэкон
   Л.Н.Толстой, создавая свою Яснополянскую школу, прежде всего составляет собственные учебные пособия (впоследствии они объединились в «Азбуке» и «Русских книгах для чтения»). Это новый литературный жанр – Научно-художественные рассказы для детей . В них он стремился не только давать детям необходимые знания, но и поддерживать их пытливую мысль, пробуждать их творческие способности. Для Толстого, основной способ продвижения по пути познания – раскрытие противоречий, установление причинно – следственных связей, поэтому его любимый вопрос – «Почему?».
    С ним он обращается к детям и хочет, чтобы они тоже задавались этим вопросом. Многие рассказы Л.Н. Толстого начинаются с вопроса. Иногда он вынесен в заголовок: «Для чего ветер?», «Отчего потеют окна и бывает роса?». Иногда с вопроса начинается текст: «Отчего в морозы трещат деревья?». Вопрос, вынесенный в начало, ставит ребенка в активную позицию, возбуждает внимание и познавательный интерес. Вопрос, вынесенный в начало, дополняется вопросами в самом тексте. В традиционных методах обучения, в том числе и в учебниках, большое место занимают вопросы, требующие воспроизведения текста, что не способствует его активной переработке. Поставив задачу творческого развития личности ребенка, израильский психотерапевт Эрика Ландау выделяет шесть уровней вопросов:

   Два первых уровня описательный и каузальный названы автором объективными:
1) Описательный (Кто? Где? Что? Когда?)
2) Каузальный (Почему?) требует понимания и установления связей.
3) За объективными вопросами следуют субъективные: (Что нового ты об этом узнал? Какие чувства пережил? Через ассоциации и аналогии дети приходят к пониманию проблем, что способствует вовлеченности их в процесс решения.
4) Дальнейший умственный подъем ребенок делает подходя к четвертому уровню вопросов, названному автором… воображаемым (Что было бы, если…? Можно ли найти альтернативу решению данной проблемы?).
5) На еще более высокой ступени ребенок доходит до «оценочных вопросов», подготовленных решением всех предыдущих. Здесь описываются лучшие способы решения проблем и альтернатив.
6) Заканчивается алгоритм, вопросами ориентированными на будущее (Что еще интересует тебя в этой проблеме?. Что тебе еще хотелось бы узнать?). Ступенчатая постановка вопросов ориентирована на развитие творческого потенциала личности.

Интересные вопросы для обсуждений

А. Блок, прочитав сказку Мориса Метерлинка «Синяя птица», предложил такие «направления ее осмысления детьми»:
-Как вы думаете, почему именно в рождественскую ночь оказались возможны те чудеса, которые увидели дети? Какое зрение подарила детям фея? Почему они отправились в путь не одни? Кто были их спутники?
- Что же увидели, что узнали и что поняли дети за время своего путешествия за синей птицей? Что из увиденного детьми показалось вам наиболее интересным и значимым?
- Удалось ли детям поймать синюю птицу, почему она всякий раз видоизменялась?
-Из всех радостей, которые открылись детям во время путешествия, какая самая великая?

Согласны ли вы, что это радость материнской любви?
- Прошлое, настоящее и будущее: что из этого самое важное? Почему живя в настоящем, людям важно вспоминать прошлое и заглядывать в будущее?
- Какие таинства жизни открылись детям за время их путешествия? Какие открытия сделали вы?
- Может быть над чем-то призадумались? Расскажите.

Отношение А.С. Пушкина к героям своих сказок:
-Почему ни в одном названии сказок не присутствуют отрицательные персонажи, ведь в самом тексте они есть?
- Не правильнее было бы назвать сказку «О мертвой царевне и семи богатырях и злой мачехе?». Или «Сказка о рыбаке, рыбке и старухе?».
- Почему в «Сказке о золотом петушке» ни один из героев-людей не удостоился попасть в название? В сказке «О рыбаке и рыбке»
-На все просьбы старика рыбка обычно отвечала: «Не печалься, ступай себе с богом». Но в последний раз, когда старуха посягнула на ее свободу, та ничего не сказала старику. Почему в этот раз она ничего не сказала?
- Почему старик не мог вымолвить ни слова в ответ на желание старухи стать владычицей морскою? Равнозначно ли оно молчанию рыбки?

-Что можно ожидать от рассказа А.П. Чехова «Страшная ночь».
- Почему у Тютчева стихи часто заканчиваются троеточием, а у Фета – нет?

«Праздник теплого дома в злую погоду»: читаем книги Ю. Коваля.

   Юрий Иосифович Коваль (9 февраля 1938 , Москва – 2 августа 1995, Москва)- советский и российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен. Юрий Коваль – один из самых известных и любимых детских писателей СССР и России, его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1971), почетного диплома им. А.П. Гайдара (1983), «Андерсеновского диплома» - почетного диплома Международного совета по детской и юношеской литературе (1986), премии Всесоюзного конкурса за лучшую детскую книгу (1987), премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов (1996, посмертно). Книги Ю. Коваля переведены на несколько европейских языков. По многим его произведениям сняты и продолжают снимать художественные и мультипликационные фильмы.

   Вопросы к рассказу Ю. Коваля «Выстрел».
1.Если открыть словарь, то подумайте, о чем может быть рассказ с названием «Выстрел»?
2.имени Нюра мы там не найдем. А какое настоящее имя у героини?
3.Представили себе Нюрку? Поделитесь.
4.Вы городские школьники, а герои Юрия Коваля – ребята из деревни. В чем разница?
5.Подумайте, почему героиня доверяет кроликов Вите ?(не торопитесь, причин много).
6.От звука выстрела до момента, когда Нюрка увидела Витю живым, девочка пережила самые разные чувства. Разложите карточки, показывая всю гамму Нюркиных чувств.
7. Произошло событие. Герои Ю. Коваля по разному воспринимают его. С кем вы согласны?
 8. Задание «Волшебное дерево».
 9. Почему, пока варилась картошка, ребята ругались с Нюркой, а Витя плакал?
 Появилось желание изменить в своем «Волшебном дереве» отношения между героями? (можно провести стрелочки).

Диалоговые формы работы

   Мозговой штурм – эффективный метод коллективного обсуждения, творческий поиск решения проблемы, который осуществляется путем свободного выражения мнений участников. Структура: определение проблемы, высказывание идей, отбор идей, развитие решений.
   Митинг - (литературных героев). Собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных выступлений отдельных ораторов.
  Разброс мнений - Дискуссионная форма, групповой разговор на одну предложенную тему. Тематика разнообразна. Принципиально важно принимать любое мнение с интересом и уважением, не давая оценочных ярлыков.

 

В начало

 Яндекс.Метрика
 

[Главная][История][Структура ЦГБ][Библиотеки ЦБС][Ресурсы][Новинки][Наши издания]
[Мероприятия][Гостевая][Документы]